17 мая состоялась традиционная встреча евангельского кружка нашего храма. Участники встречи начали обсуждение 5 главы Первого Соборного Послания апостола Иоанна Богослова.
В ней апостол Иоанн подводит итог своему посланию, обобщая все сказанное в предыдущих главах.
По мысли Святых Отцов, в своем послании апостол Иоанн выражает мысль о единстве, неразрывности веры и любви как основ христианской жизни. Перефразируя слова апостола Иакова «Вера без дел мертва», можно сказать о том, что вера и без любви является мертвой, она неспособна приносить плоды (если человек не творит дел милосердия, не оказывает помощь ближнему, то он не любит его, даже если и заявляет о любви).
По мысли сербского святого XX в. преп. Иустина Поповича, любовь к ближним достигает своей полноты не тогда, когда мы любим в людях что-то временное, преходящее (например, их ум или красоту), но когда мы любим в человеке вечное, непреходящее, т.е. образ Божий.
Любовь к Богу достигается через любовь к ближним и исполнение заповедей. В свою очередь, и любовь к ближнему возрастает и укрепляется через любовь к Богу.
Вера в Иисуса Христа является критерием того, рожден ли человек от Бога, а любовь к Богу-Отцу неразрывно связана с любовью к Богу-Сыну: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него».
Любовь к Богу выражается в исполнении Его заповедей, которые, как отмечает апостол Иоанн, «нетяжки». Здесь участники встречи вспомнили о 3 степенях Богопочитания, которые встречаются в трудах Святых Отцов (в частности, в творениях аввы Дорофея): 1 степень – раб (человек исполняет заповеди из страха перед Богом), 2 степень – наемник (человек исполняет заповеди в надежде получить от Бога награду) и, наконец, 3 степень – любящий Бога (человек исполняет заповеди из любви к Богу и боязни грехами нарушить Его волю).
Мир (т.е. зло, плотские страсти) побежден нашей верой. Но хотя он и побежден, но не уничтожен до конца, конечная победа добра над злом, истины над ложью произойдет после Страшного Суда.
Победа над миром для христианина заключается в том, что он приобретает духовные качества: веру, надежду, любовь, кротость, терпение, пост, терпение, смиренномудрие, незлобие. Этих качеств в их первозданной чистоте нельзя встретить в мире. Господь создал Свою Церковь для того, чтобы сохранить мир от разложения (по слову Спасителя: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»), помочь людям стяжать эти духовные качества.
Наш Спаситель Иисус Христос пришел, по слову апостола Иоанна, «водою и кровию и Духом». «Водою» — означает событие Крещения Господня, «кровию» — Распятие на Кресте, «Духом» — Воскресение Христа (поскольку Дух наполнил жизнью тело Спасителя после Воскресения). Эти три материи свидетельствуют на земле о том, что Христос есть Сын Божий. На небе же свидетельствуют об этом «Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Здесь интересно отметить то, что в древних греческих текстах нет второй части предложения «и Сии три суть едино». Некоторые ученые-библеисты полагают, что эта поздняя вставка.
Иисус Христос дает нам жизнь вечную, кто верует в Него, то имеет жизнь вечную (по слову апостола: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни»). «Иметь Христа» означает исполнять Его заповеди, любить Бога и ближних и, конечно, участвовать в жизни Церкви через Таинство Евхаристии.
Елизавета Плеханова