Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына
24 мая состоялась традиционная встреча евангельского кружка нашего храма. Участники беседы закончили обсуждение Первого Соборного Послания апостола Иоанна Богослова, а также поговорили о Втором Соборном Послании.
Вера в Иисуса Христа дает нам жизнь вечную (по слову апостола Иоанна: «вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную»). Но эта вера должна быть не только словесным исповеданием имени Божьего, опираться на уверенность в собственном спасении, но являться живым и деятельным актом, выражаться, прежде всего, в исполнении Божественных заповедей.
Мы имеем дерзновение к Богу просить что-то «по воле Его» (т.е., что-то доброе и полезное для нас) и получать просимое. Но, получая, нужно помнить о Том, Кто дает нам это – Боге и благодарить Его за милости.
Апостол Иоанн упоминает здесь и о молитве о наших согрешающих ближних: мы должны молиться за «брата своего согрешающего грехом не к смерти», и «Бог даст ему жизнь». А вот за тех, кто совершает грех к смерти, возможно, молиться для нас неполезно (по слову апостола: «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился»). Под «грехом к смерти» здесь нужно понимать любой нераскаянный или упорный грех (например, непримиримая ненависть к ближнему, упорство в ереси, борьба с Церковью). Наша молитва о ближних должна быть осознанной, устремленной к конкретной нужде человека (например, можно помолиться за тяжелобольного).
Апостол Иоанн называет «всякую неправду» грехом, но «грехом не к смерти». Здесь нужно помнить о том, что всякая неправда познается только в присутствии правды. В нашем мире высшей Правдой, высшей Истиной является Христос, и мы должны жить, всегда сверяя свое поведение с Его заповедями, они – это единственный критерий, показатель того, правильно ли мы живем, идем ли к свету или, наоборот, обращаемся к тьме.
Если мы храним себя в чистоте, стремимся избежать греха, то лукавый не прикоснется к нам: «рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». Здесь, как пишут Святые отцы, понять эту фразу можно, поменяв местами ее части: «лукавый не прикасается к нему», потому что человек хранит себя.
В последних стихах Первого Послания апостол Иоанн подводит итог всему сказанному: мир лежит во зле, но оно побеждается приходом в мир Христа, который «дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе», который «есть истинный Бог и жизнь вечная».
В последнем стихе Послания апостол заповедует верующим «хранить себя от идолов». Под «идолами» здесь нужно понимать не только языческих богов, но также всевозможные страсти, увлечения, нездоровое увлечение религиозными идеями и тому подобное.
В своем Втором Соборном Послании апостол Иоанн называет себя «старцем». «Старец» – человек в преклонном возрасте (апостол Иоанн писал свои Послания, будучи
пожилым), но также это слово имеет значение «старейшина (пресвитер)». Этим подчеркивается апостольское служение: апостол Иоанн был в то время главой Эфесской Церкви.
Послание написано «избранной госпоже». Ученые-библеисты расходятся во мнении, кто же эта женщина: существуют точки зрения о том, что это личные имена (слова «избранная» и «госпожа» в греческом языке, помимо своих основных значений, являются именами), что это обращение к адресату Послания, и, наконец, символическое понимание этого имени как Церкви Христовой.
Апостол приветствует эту женщину и ее семью словами: «Благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви». Возможно, такое приветствие было распространено в среде первых христиан. «Благодать» здесь означает «помощь Божью, духовные силы», «милость» — «любовь к Богу и ближнему», «мир» — «мир душевный, терпение и смирение».
Апостол Иоанн напоминает о заповеди любви, которая уже была дана Спасителем, и потому для апостольских времен не является чем-то новым, повторяя мысль о том, что любовь проявляется в исполнении заповедей: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его».
Апостол предупреждает о многих «обольстителях», пришедших в мир и не «исповедующих Иисуса Христа, пришедшего во плоти». Такой человек — «обольститель и антихрист». Слово «пришедшего» в греческом тексте имеет также значение «грядущего», что указывает на Второе Пришествие Спасителя. Апостол здесь ясно говорит о человеческой природе Христа, о том, что Он пришел в мир Своей плотью. Это впоследствии Святые Отцы использовали в борьбе с ересью докетов, которые утверждали, что Христос имел призрачную плоть, была создана лишь ее видимость, а в физическом смысле это было совсем не человеческое тело.
Апостол Иоанн предупреждает и о том, что не следует «принимать в дом и приветствовать» человека, отпавшего от учения Христова («Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога»), поскольку принятие такого человека означает наше доброжелательное, приветливое отношение к нему и в этом, может быть, даже будет невольное попустительство его злым делам.
В завершение Послания апостол Иоанн выражает надежду лично приехать в дом к этой семье и «говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна».
В последнем стихе Послания апостол передает приветствие «детей сестры твоей избранной». Некоторые толкователи видят здесь символический смысл «сестры» как «Поместной Церкви-сестры», а «детей» – «членов этой Церкви-сестры».
Подготовила Елизавета Плеханова