25 августа православные христиане чтут память святых мучеников Аникиты и Фотия.Эти святые и славные мученики жили в Никомидии в царствование Диоклетиана (ок. 304). Император издал эдикт, предписывающий всем гражданам в знак послушания властям приносить жертвы идолам. Эдикт угрожал христианам различными пытками и высылкой на окраины империи. Это сильно обеспокоило население столицы Востока. Многие христиане из страха перед пытками отреклись от единого Бога и подчинились. Но те, в чьих сердцах глубоко укоренилась вера, мужественно противостояли угрозам, вооружившись победным крестным знамением, громко исповедовали имя Христово и шли на муки. Гонение распространялось на различные города империи, и его жертвы были неисчислимы.По прошествии двух лет Диоклетиан сам направился из Фессалоник в Никомидию, чтобы проверить, как исполняются его эдикты. Он собрал сенат в присутствии войска и приказал выставить катапульты, колеса, решетки и другие орудия пыток, один вид которых вызывал у присутствующих содрогание. Затем император обратился с речью к присутствующим, и устрашенный народ не ответил ни слова. Тогда один из членов сената, комит Аникита, известный высокой образованностью и мудростью, вышел из толпы и, подойдя к императору, смело обратился к нему. Он посмеялся над пустыми угрозами, к которым гонитель вынужден был прибегать для защиты бессильных идолов, неспособных защитить себя. Потом он обвинил императора в том, что тот воюет против Бога Живого и вынуждает людей, которые созданы были по Его образу и подобию, поклоняться истуканам, выбитым из камня и вырезанным из дерева. Аникита сказал, что только Христос является истинным Господом неба и земли и через Него дается власть царям и правителям, потому что Он украсил небо звездами, а землю – растениями и животными, которые служат человеку и призывают его славить Бога.Разгневанный дерзкими речами, Диоклетиан обвинил Аникиту в оскорблении богов. Но святой спросил императора, за какие дела надо почитать идолов, которые никак не могут называться богами, потому что их необходимо высекать и украшать. Потом он исповедал свою веру в Бога, Единого в трех лицах Отца, Сына и Святого Духа, Который дает христианам благодать для победы над князем мира сего. Увидев, что народ поддерживает Аникиту, гонитель хотел совершить массовое убийство, но военачальник Плакида отговорил его, напомнив, что правитель должен отличаться великодушием.Тогда Диоклетиан приказал бичевать святого воловьими жилами до тех пор, пока не стали видны его внутренности. Но достойный своего имени, которое означает «непобедимый», Аникита неизменно продолжал исповедовать Христа своим Спасителем. По приказу императора на него выпустили огромного льва, напугавшего всех грозным рычанием. Но подойдя к святому, хищник неожиданно остановился и, став кротким как ягненок, осторожно стер лапой пот с его лица.По молитве святого в Никомидии началось ужасное землетрясение, опрокинувшее огромную статую Геракла, которая рассыпалась на мелкие куски и разрушила северную часть города. Под обломками зданий погибло множество язычников. Император, ожесточившись в своем заблуждении, приписал катастрофу гневу богов и приказал немедленно отрубить голову святому мученику. Однако у воина Вивина, которому это было поручено, перестали двигаться руки, и он не смог ударить святого мечом.Тогда приговор изменили и мученика крестообразно привязали к колесу, подвешенному над костром. С переломанными членами и обожженной плотью, святой Аникита еще больше приблизился к Богу в молитве, которая была жарче, чем все огни на земле, и по прошению мученика огонь сжег его путы и погас.Император повелел бросить Аникиту в котел с кипятком – ангел Божий явился и спас его. В этот момент племянник святого, Фотий, подбежал к нему, чтобы вместе возблагодарить Бога за помощь, которую Он всегда оказывает Своим служителям. Он насмехался над идолами и заявлял о своей готовности умереть вместе с дядей, чтобы получить воздаяние на небесах. По знаку императора один из воинов бросился на него, но тотчас ослеп и собственным мечом нанес себе смертельную рану.
После этого обоих святых заковали в тяжелые цепи и бросили в темницу. Там они встретили святого Лукиана Антиохийского и его учеников, которых привезли в Никомидию с Востока на суд. Мученики тепло приветствовали друг друга, и Лукиан призвал их оставаться твердыми в исповедании единого истинного Бога и не бояться угроз мучителя, который имеет власть лишь над телом, но бессилен против твердости души. Он сказал: «Сама земля вопиет к Богу, орошенная кровью мучеников! Исповедуя Христа, вы войдете в Царство Небесное».
Разлученные с Лукианом, Аникита и Фотий через три дня вновь были вызваны на допрос к императору, который попытался сломить их притворным сочувствием и обещанием богатства и почестей. Но святые в один голос отвечали: «Да погибнут твои почести и обещания вместе с тобой!» В гневе Диоклетиан приказал жечь их внутренности факелами, а потом побить камнями на арене. После того как они чудесным образом остались невредимыми, их влачили по дороге, привязав к хвостам диких лошадей. Потом их раны посыпали солью и заключили мучеников в темницу.
Аникиту и Фотия продержали в тюрьме более трех лет. По всей империи в это время продолжались гонения. Наконец император вспомнил о них и после допроса, на котором мученики показали себя несгибаемыми, приказал бросить их в котел Антониевых бань. Три дня под ним разжигали огонь, но по молитве святых мрамор раскололся и вода из бань хлынула и погасила огонь. После многих мук, послуживших к их славе, святые Аникита и Фотий отошли ко Господу, сожженные заживо. Их тела держали на решетке три часа, но даже волосы их не обгорели. Когда огонь погас, христиане, воспользовавшись безразличием воинов, забрали честные мощи, чтобы сохранить.
Спустя многие годы, когда гонение прекратилось, место, где спрятали святыню, было открыто хорепископу Дукитию. Он перенес их в константинопольскую церковь в квартале Воания, построенную в их честь. Там от святых мощей произошли многочисленные исцеления.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
20 августа 2012 г.