25 января в храме святых Жен-Мироносиц прошла наша традиционная евангельская встреча на тему: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Она была посвящена 1-й главе Евангелия от Иоанна.
Мы говорили о том, что Бог-Сын назван в Евангелии Словом Божиим с целью отобразить человеческими понятиями неразрывное единство Его с Отцом. Как слово и разум неразделимы, ибо мы мыслим словами, и говорим осмысленно. Так едины и неразделимы Отец и Сын, Бог и Слово Божие (ведь «и Слово было Бог»).
«Слово стало плотию и обитало с нами» — пишет апостол, тем самым показывая истинность соединения во Христе двух природ: Божественной и человеческой. Он пишет также, что ему вместе с другими учениками Христа посчастливилось видеть «славу Его, славу Единородного от Отца». Эту славу он сравнивает с неким неземным, непобедимым светом, который светит во тьме, но тьме его не объять. Возможно, этот образ вдохновлён нетварным Фаворским светом, который евангелисту посчастливилось видеть в день Преображения.
Некоторые еретики (Аполлинарий Лаодикийский, например) на основе этих слов утверждали, что Христос принял только человеческую плоть, но не воспринял человеческую душу. Это учение было осуждено святыми соборами, поскольку оно делает воплощение Христа неполноценным, превращает Его в бездушный труп, «наполненный» божеством. Да, Слово стало плотию, но и душу взяло себе, соединяя Бога в Его полноте с человеком во всей полноте его. (ред.)