27 сентября Русская православная церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Церковь чтит, славит и величает Крест Христов. Сегодня – Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня. Сегодня, видя возносимый Честный Крест, вместе со всей Церковью мы воздаем славу Распятому на нем и воспеваем Его «пречистые Страсти и Страдания».
В чем же здесь праздник? Праздник – это слово о радости, торжестве, славе, а здесь видится только обратное: скорбь, унижение, страдание, смерть. Но если мы вслушаемся в слова сегодняшнего богослужения, то поймем, что Церковь действительно радуется и торжествует:
«Креста же Древо… водрузилось на земли, и мир весь исполнился всякой радости».
«Пойте, Небесныя Силы… празднующе, люди, поклонитеся Христову Кресту».
Так воспевает сегодня Церковь. Славится Крест, и славится Вознесенный на нем.
Если обратиться к службе Страстной пятницы, можно увидеть, что там, в этот день, человечество проникается Страданиями Христа, больше ужасается, поражается уничижению Бога-Спасителя, а потом и погребает (отпевает) Его. А здесь, сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго Креста, Церковь торжествует. Почему? Там (в Великую пятницу) она была сосредоточена больше на самом событии принесенной Богом Жертвы, а оно страшное, ужасающее, скорбное и тягостное. Теперь же, в праздник Воздвижения, христиане радуются спасительным (искупительным) последствиям, плодам Жертвы Христовой на Кресте, поскольку они – торжественные, славные, «полные всякой радости».
Сын Божий и Сын Человеческий распят, но мы видим торжество славы Креста. Крест, по словам святых, «Божественная слава Христа».
Этой славе послужил Крест Христов: смерть привела к жизни, смирение – к славе: «смерть умерщвляется и ныне пуста [и беспомощна] явися». Отныне смерти нет, по словам святых, она – переход в иную, лучшую жизнь, путь к воскресению. Крестом «наше смешение (естество человеческое, смешанное из персти и дыхания Божия) на небесах жительствует», то есть в вознесении оно было посажено одесную Бога-Отца. И всё это лишь после Креста. Крест, по видимому столь уничижительный, делается орудием спасения людей, возвращения их к Создателю, прославления Троицы, воскресения и обожествления всего творения.
Через Крест Христос воцарился над миром, поэтому в этот день «светло Церковь украшается, яко невеста, Креста славу поющи».
Всё Крестом. Всё спасительное совершено именно Крестом – воспевает сегодня Церковь: «вся бо Креста ради возсияша нам дарования», то есть ради Креста воссияли нам все дарования: спасение, воскресение, обетование жизни вечной.
Поэтому Церковь призывает нас сегодня со «светлым (радостным) лицем и языком» с ясным и несомненным упованием воспевать: «Нас ради, Христе, <…> на Крест возшед, <…> спаси ны <…> силою твоею», «Крест претерпевый за ны <…>, сохрани и спаси ны».
Поэтому сегодня мы приглашаемся славить самое орудие спасения – и не только Крест, но и «копие <…>, гвозди и иная». Всем этим спасение подал нам «пригвоздивыйся [на Кресте] Христос Бог, имеяй велию милость».
Что такое Крест? Крест – «хранитель всей вселенной», «утверждение вселенной»; «Древо [Креста] <…>, возносимое днесь, освящает мира концы».
Крест – «утверждение страдальцев», «защитник праведных», «наставник заблудших», «пристанище обуреваемых (пристанище, прибежище и спасение всех, переживающих трудные обстоятельства)».
И многое другое воспевает сегодня Церковь и дает нам упование, утверждение и утешение в Кресте Христовом.
В Кресте мы поклоняемся сущему Богу-Спасителю. Таков Крест Господень в нем самом. Но нередко, «внешне поклоняясь великому Кресту Христову и Его Страстям, воспевая орудие нашего спасения, человек ловко и изобретательно сторонится своего личного спасительного креста».
Однако «каждый из нас становится причастным спасительной силе его [Креста Христова] не иначе, как через свой собственный крест. Свой собственный каждого крест, когда соединяется с Крестом Христовым, силу и действие последнего переносит на нас, становится как бы каналом, через который из Креста Христова переливается на нас “всякое даяние благо и всяк дар совершен”». То есть несение наших личных крестов неразрывно связано с великим Крестом Христовым.
По словам святых, крест воздвижен у нас, если мы с упованием на Бога и благодушно переносим постигающие нас жизненные трудности, терпеливо пребываем в исполнении различных своих обязанностей (семейных, относящихся к работе, заботимся об окружающих нас людях и проч.); если же этого нет у нас и мы ведем себя иным образом, то, как говорят святые, крест «валяется у нас под ногами».
Поэтому святые отцы призывают нас: «Осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединенно со Крестом Христовым».
«Как покойно висит Господь на Кресте, не мечется, не рвется, а взошедши на Крест, уже не сходил с него до тех пор, пока предал дух Свой Богу и Отцу. Так и ты: находясь в разных трудностях, вступив в подвиг борения со страстями, разумей себя распятым на кресте, пребывай на нем спокойно, не рвись и не мечись и особенно отгоняй всякое помышление сойти с него до тех пор, пока не наступит минута и тебе сказать: “Отче, в руце Твои предаю дух мой” (Лк. 23: 46); то есть не ослабляй своей ревности, не изменяй начатых подвигов, иди твердо болезненным путем самоотвержения, и он приведет тебя к блаженному успокоению в лоне Отца Небесного».
«Всякий несет крест свой, и крест большею частию не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него через Крест Христов; не всякий обращает его в устроение спасения своего; не у всякого потому крест бывает спасительным крестом».
Кресты «разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелегкая. <…> Они [кресты] срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный».
Чтобы эти «кресты были во спасение, – обращаются к каждому из нас святые, – употреби их по намерению Божию». «Тебе тяжело. <…> Восклони несколько главу твою и помяни, что есть Господь, отечески о тебе пекущийся и глаз с тебя не спускающий».
«В горе так бывает, что иной досадовать и роптать начинает, иной совсем теряется и падает в отчаяние, а иной погрузится в свое горе и только горюет, не двигаясь мыслию своею окрест и не возводя сердца своего ввысь – к Богу».
«Постигли беда и горе – уже несешь крест. Сделай же, чтобы это несение было во спасение, а не на пагубу. Для этого не горы переставлять требуется, а малое произвести изменение в помышлениях ума и расположениях сердца». А оно «основывается на той несомненно истинной уверенности, что всё, с нами бывающее, от мала до велика, от влиятельных на нашу участь событий в жизни до мелочных встреч, бывает по Божию изволению. Поставляя нас в те или другие обстоятельства, Господь ожидает, чтобы мы поступали достойно попечению Его о нас. Он везде есть, следовательно, и с нами».
Человек «окружен всегда самым внимательным и благоутробным [милосердным] Божиим попечением, и вследствие того, когда всецело предает себя в руки Божии, то упокоевается в них, как покоится дитя на лоне матери». «Сознавая, что он состоит под попечением Божиим, [человек] представляет Богу душу свою как она есть, со всеми немощами и недостоинствами, и молится исправить их, если то угодно и как угодно всесвятой Его воле».
Отец Иоанн (Крестьянкин) призывает не забывать, что во всех наших трудностях «Некто (Христос Бог) знает о всех наших заботах. От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. Он знает, что заботы причиняют страдания. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает нам взять на Себя все наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить всё то, что тяготит нас. Он хочет проложить для нас путь там, где мы больше уже не видим никаких возможностей. Он хочет изменить всю обстановку, которая обременяет нас. Он хочет послать нам помощь, поэтому передай Ему все твои заботы. Возблагодари Его за то, что Он всё берет на Себя и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые сегодня печалят тебя. Таким образом твое сердце исполнится миром».
И это упование на Бога, что Господь видит и помогает нам в несении нашего креста, преданность в волю Божию есть «нити, которыми крест наш связывается с Крестом Христовым, и из него истекают спасительные для нас силы. Без них же крест остается на нас и тяготит нас, а спасительности не имеет, будучи разъединен с Крестом Христовым».
В бумагах отца Иоанна (Крестьянкина) сохранились записи с названием «Сегодняшний мой крест»:
«Горе тому, у кого нет ежедневного креста, горе тому, кто противится ему! Крест олицетворяется часто тем самым человеком, которого Провидение ставит при мне и к которому я нерасположен [который мне неприятен], который чем-либо досаждает мне, который раздражает меня своей говорливостью, легкомыслием и даже своей внимательностью. Он всё тут, при мне, мои старания удалиться от него остаются безуспешны. Кажется, будто какая-то тайная сила умножает [увеличивает] его [этого человека] в моих глазах. Вот мой тяжелый крест.
Как поступать мне с сегодняшним моим крестом? Искренно молиться о христианской любви к нему, [поскольку] этому человеку без моего и его ведома назначено Самим Богом освящать мою душу этим испытанием. Крест – это всё то, что расстраивает [нарушает] спокойствие, жало, которое раздражает, подстрекает [побуждает] нас и без которого мы остались бы недвижимы. Крест – это орудие, двигающее нас вперед, вопреки нашему сопротивлению и апатии [душевному безразличию]. Наслаждаться благами и оставаться в спокойствии не есть удел христианина. Он принужден [призван] подниматься выше и выше по суровой стезе. Всякую рану надо заговаривать следующими словами: “Так угодно Богу”. Спаситель всегда со скорбящей душой. “Скорбями, – говорит Он, – Я воспитываю твою душу для вечности”. Смирению от одних слов научиться нельзя: потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, выколачивал кострику [сор], без чего и в Царствие Небесное попасть трудно, которое многими скорбями приобретается».
Во всей нашей жизни – от нательного креста, надеваемого в Крещении, и до смерти – всюду крест, везде мы идем со крестом. Как говорят подвижники, когда «тучи, то есть разные трудности надвигаются, мы крестимся в ожидании неведомого, и мы крестимся, когда уже гремит гром и полыхает небо, и мы крестимся, когда вновь солнце, умытое и ясное, несет радость и страх отступает».
Будем стремиться к тому, чтобы наши собственные личные кресты были неразрывно связаны с Крестом Христовым, от него получали свою спасительную силу и дарования: «Нас ради, Христе, <…> на Крест возшед, <…> спаси ны <…> силою твоею», «иже Крестом смерть упразднивый и нас свободивый, слава Тебе». Аминь.
27 сентября 2018 г.