6 августа Церковь празднует память благоверных князей Бориса и Глеба.
Борис и Глеб имеют особое значение для России и духовной жизни нашего народа, потому что они стали первыми русскими святыми после принятия Русью христианства.
Два этих благоверных князя были сыновьями киевского князя Владимира — крестителя Руси, и в отличие от все своих 11 братьев были рождены от церковного брака их отца. Этот факт во многом оказал влияние на их судьбу.
Дело в том, что после смерти Владимира остро встал вопрос о наследовании его Великого княжения. По общему правилу, наследником считался старший сын. Старшим по возрасту из всех сыновей Великого киевского князя вообще был Святополк, однако из законных сыновей, т.е. рождённых в законном церковной браке, старшим был Борис.
После смерти отца киевский престол самовольно занял Святополк, а Борис, проявив кротость и смирение, добровольно отказался от претезаний на его власть, желая избежать раздоров и братоубийственной брани. Святополк же, по-прежнему видя в Борисе конкурента в борьбе за киевский престол, решил навсегда избавиться от него и отправил к нему убийц.
Борис знал о том, что к нему направляются воины старшего брата, чтобы убить его, однако не предпринял никаких мер для защиты, а спокойно и стойко принял мученический венец, следуя христинским заповедям и заведомо избегая любой вражды и распри. Убийцы настигли Бориса во время утренней молитвы.
После убийства Бориса Святополк решил убить и Глеба, опасаясь его мести за брата.
Глеб был вызван в Киев и был убит по приказу Святополка на пути в этот город. Конечно, Глеб понимал опасность своего отъезда в Киев, но христинский подвиг его состоял в том, что он предпочёл смерть потенциальной войне с братом.
Чуть позже другой сын князя Владимира Ярослав Мудрый, разбив и изгнав Святополка из Киева, разыскал останки святых братьев и с почестями совершил их погребение в храме Василия Великого в Вышгороде.
Святые благоверные князья Борис и Глеб стали особыми покровителями и защитниками Русской земли.
Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду, глас 4
Я́ко плодови́та виногра́да, о́трасли доброде́телей су́ще,/ Небе́сный дождь Христо́в прия́сте,/ источа́юще оте́честву своему́ струю́ Правосла́вия,/ Бори́се пречу́дне с до́блим Гле́бом,/ вку́пе моли́теся Го́сподеви сохрани́ти град и лю́ди,/ и на враги́ посо́бствовати,// и ду́шам на́шим дарова́ти ве́лию ми́лость.