В пятницу 9-го ноября Библейский кружок храма святых Жен-Мироносиц продолжил читать и обсуждать послание апостола Павла к римлянам. На этот раз мы обратились к 7-й главе.
Слова апостола о том, что смерть одного из супругов прекращает брачный союз, вызвали большой резонанс среди участников встречи: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества» (Рим 7:3). Мы выяснили, что, с точки зрения Церкви, супруги хотя и становятся в браке одной плотью, однако, если один из них умирает, Господь не возбраняет другому вступить во второй брак. Одновременно с этим, святые отцы Церкви и сам апостол Павел писали, что вдовцу в духовном плане гораздо лучше не жениться, обратив всю оставшуюся жизнь на служение Богу, если, конечно, у него есть для этого душевные силы. Это подтверждается и тем фактом, что вторичное вступление в брак ещё со времён апостолов является препятствием для принятия священного сана.
Впрочем, апостол Павел в этой главе пишет вовсе не о браке. Цель его слов логически показать, что христиане через крещение умерли для греха, а значит, и для Ветхого Завета. Потому что Закон Моисеев действовал только на тех, кто не очистился ещё от греха через сопричастность Страданиям и Воскресению Христа. Для христиан Ветхий Закон не имеет силы, потому что они «умерли для Закона… чтобы принадлежать Воскресшему из мёртвых» Христу (7:4). Образ брачного союза помогает апостолу ярче показать, что прежняя связь людей с ветхим Законом преодолевается через участие каждого верующего в смерти и Воскресении Христа в таинстве Крещения, «чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (7:6).
Целью союза со Христом становится «плод Богу», который приносит каждая верующая душа. До обращения ко Христу, живя по плоти, в страстях и грехах, люди имели плод в погибели и итог – в смерти, теперь же плод наш – праведность, а итог – жизнь вечная.
Освобождение от закона не есть освобождение от всякого послушания. Свободный от закона верующий несет высшее и лучшее служение в обновлении духа. Это новое состояние, неведомое вне Церкви, в которое вводит верующих Святой Дух, есть состояние полной гармонии между склонностями сердца и нравственными обязанностями, когда человек с радостью идёт на подвиги самопожертвования из любви к Богу.
Апостол описывает состояние падшего человека следующими словами: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (7:15), «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (7:19). Описание апостолом такого рода душевного разлада сходится с наблюдениями и языческих философов (Эпиктет, Овидий), которые подобными же словами изображали своё душевное состояние. Это ярко показывает, что живущий в падшей природе человека грех разрушает человеческую личность, подменяя волю Божию человеческими страстями и пороками. Поэтому апостол и восклицает риторически: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (7:24) И сам же отвечает на этот вопрос: «Благодарю Бога моего (который сделал это) Иисусом Христом, Господом нашим» (7:25).
Падший человек находится во власти греха и страстей и даже Закон не может освободить его. Но Христос, явившись на земле, своей смертью и Воскресением спас человечество от рабства греху. Поэтому мы уже – не рабы греха, но рабы Божии, в послушании Богу обретающие свободу во Христе Иисусе Господе Нашем.
Следующая встреча Библейского кружка состоится в пятницу 16 ноября в 20:15.
Приглашаем всех желающих!