Сегодня, 27 июня / 10 июля, Русская Православная Церковь воспоминает Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского – одного из преподобных оптинских старцев и величайших светильников Духа, жившего и подвизавшегося в Свято-Введенской Оптиной пустыни в XIX – начале XX веков.
ИЗ ПИСЕМ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
Святой апостол Павел в Послании к Ефессеям пишет: Бывайте убоподражатели Богу, якоже чада возлюбленная (см.: Еф. 5, 1).Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особенно следующих трех евангельских заповедей:
1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть, Иже солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (см.: Лк. 6, 36; Мф. 5, 45).
Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.
2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания не преобразующеся первыми неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому и сами святи во всем житии будите; зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1, 14–16).
Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей; потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.
3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, яко же Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48).
Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10).
Как бы кто-либо из христиан ни был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: заповедь Твоя широка зело (см.: Пс. 118, 96).
Перед этою-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землею и пеплом и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим (Флп. 3, 13–15).
* * *
Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, что бы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении, неизвестно на кого. По простому слову, ты как будто искала кого-то виноватого. Я не решился тебя допрашивать о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет нас, посылая нам болезни, неожиданно нас постигающие, а с другой стороны, и неприятные случаи чрез таких лиц, которые нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей.
9 сентября 1876 года
* * *
Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве, вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества; наружное же тебе еще недоступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения, как я писал тебе об этом в прошлом письме. К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошение сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него: и Той сотворит, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви, и умоли Его. Псаломские слова насели землю, и упасешися в богатстве ея (Пс. 36, 3–7) относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Повинися Господеви, и умоли его означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Насладися Господеви означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам (Лк. 6, 37). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. О других твоих двух чувствах толковать теперь нет времени.
О N… своей пишешь, что ей немало повредила жизнь в Г. Я ей уже об этом писал; но она тогда отперлась; не знаю, как теперь она — сознает это или не сознает? Впрочем, надеемся, что силен Господь сотворить с ней по воле Своей святой. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется покорение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евою изгнаны из рая. Это всем нам должно помнить и не забывать. В псалмах сказано: Да рекут избавленные Господом (Пс. 106, 2). А мы еще и не начинали духовного дела как следует, а толковать обо всем дерзаем, оправдывая себя какою-то прямотою; тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны; другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно.
Мудрые и опытно духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.
27 января 1879 года
Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся: Сборник писем
25 января 2006 г.