МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Если око твое будет чисто, то все тело твое будете светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22–23). Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно.
Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой – тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый – тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подыскиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо».
У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает, как себя в отношении к чему держать, – ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.
ПРИТЧА ДНЯ
Добросердечный епископ проповедовал язычникам Слово Божие и призывал их на путь спасения. И хотя со вниманием слушали язычники речи старца, но упорствовали в своих заблуждениях, говоря – «это вера наших отцов». И сказал им епископ: «Разве дети бедных родителей хотят оставаться бедными и сами? Разве сыновья неученых отцов должны отвергать учение, а дети слепцов отказываться быть зрячими? Прежде чем подражать отцам своим, узнайте, шли ли они по верному пути, чтобы потом ваши сыновья могли следовать за вами с легким сердцем. И помните, что только Бог есть истинный Отец всего сущего, и только волей Его держится мир».
СВЯТИТЕЛЬ ИОНА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ
Во время Флорентийского собора (1439) Исидор более всех выступал в пользу объединения Церквей – скорее из соглашательства, чем по действительному убеждению. В конце концов он вернулся на Русь в сане кардинала и с титулом «папский легат всех северных земель». Однако Великий князь и народ отвергли унию. Собор провозгласил решения Флорентийского собора несовместимыми с учением Православной Церкви и сослал Исидора в монастырь, после чего снова избрал Иону митрополитом Киевским (1448). Церковное общение с Константинополем было тогда прервано, а святитель Иона стал первым предстоятелем, поставленным без разрешения Константинопольского патриарха, и тем самым не по своей воле ввел автокефалию Русской Церкви.
Митрополит Иона тесно сотрудничал с Великим князем Василием Васильевичем, чтобы упрочить власть Москвы над прочими русскими княжествами. Он заботился также, чтобы повсюду царили благочестие и чистота нравов. Будучи истинным пастырем, он учил народ, являя собой образец евангельских добродетелей. И Бог для созидания Своей Церкви наградил его дарами пророчества и чудотворения. Так, например, по его молитве исцелилась дочь Великой княгини, которая была на пороге смерти. Но благодать, обитавшая в нем, могла также покарать нечестивых: один человек, который осмелился кощунствовать, сомневаясь в чуде исцеления княжны, был внезапно поражен смертью.
В 1451 году, из-за грехов народа и по попущению Божию, татары вторглись на Русь и осадили Москву. Блаженный Иона вместе с клиром пошел крестным ходом, вознося со слезами молитвы ко Господу, дабы Он смилостивился над городом и его обитателями. Старец, вопрошенный епископом, предсказал, что Матерь Божия вскоре спасет город. И действительно, в день праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы татары бежали от города, как будто их гнала невидимая сила.
Митрополит Иона, преисполненный благодати Святого Духа, во главе своей Церкви достиг глубокой старости. Согласно откровению, которое было одному из священников, святого поразила язва на ноге, ставшая причиной его смерти 31 марта 1461 года.
Рассказывали, что его лик не был похож на лицо обычного умершего, но митрополит имел вид человека, который заснул. Несколько лет спустя, при постройке нового кафедрального собора, его останки были обретены целыми и нетленными, так же как и мощи митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия. Один расслабленный мальчик исцелился во время панихиды, которую совершали в честь митрополита Ионы. Празднование его памяти было установлено Русской Православной Церковью в 1547 году, при митрополите Макарии.