5 августа – празднование чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Почаевская» (в память избавления от турок в 1675 году).
Одна из наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви – Почаевская икона Божией Матери известна всему славянскому миру: её почитают в России, на Украине, в Белоруссии, Сербии, Боснии, Болгарии и других странах.
Многочисленные чудеса, проистекающие от святыни, засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, обращавшихся с молитвой об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении заблудших.
Вся история Почаевской обители тесно связана с людьми, стоявшими на страже единства Русской земли и Русской Православной Церкви. По преданию, она была основана в 1340 году монахами Киево-Печерского монастыря, бежавшими от татар.
Промыслительно, что Почаевская обитель и её чудотворная икона на протяжении столетий не раз защищали Православие на Западной Руси. Монастырь никогда не закрывался, хотя целых 100 лет, с 1731 по 1831 годы, находился под властью униатов. А ныне это – один из духовных щитов Украины, помогающих защищать нашу веру от новых раскольников, которые неоднократно предпринимали попытки в последние годы отобрать Почаевскую лавру у канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
* * *
Своё название чудотворная икона получила от местечка Почаева, находящегося между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины. По этому же селу называется и Почаевская гора, на которой находится лавра. Гора эта значительно выше всех окружающих её гор и особенно замечательна своей пещерой, образовавшейся естественным образом. В этой пещере некогда поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божией.
Один из подвижников Почаевской горы около 1340 года удостоился Божественного откровения. Однажды после молитвы он вздумал взойти на вершину и вдруг увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь. Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы Своей, наполненный с тех пор прозрачной водой. С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим источником чудес. В этой стопе Богоматери до сих пор находится вода – великая святыня горы Почаевской.
* * *
В 1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по России, приехал на Волынь. По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своём имении Орля, недалеко от Почаева, благочестивая дворянка Анна Гойская, владыка благословил её иконою Пресвятой Богородицы.
Эта икона, привезённая им из Константинополя, написана была масляными красками в строго византийском стиле, на простой липовой доске. Размеры её небольшие – 61/4 и 51/6 вершков. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.
Икона (типа «Умиление») изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Богомладенец положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. Матерь Божия преклонила голову к головке Сына, выражая Свою сердечную любовь к Нему. Кроме того, на иконе Почаевской находится ещё семь миниатюрных изображений святых угодников. Справа, как гласит надпись по-русски, изображён в рост пророк Илия, под ним мученик Мина, слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трёх святых жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины. Подобно Богоматери, нижние изображения святых жен написаны также в пояс. Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.
У южных славян, как и у прочих народов, был в то время распространён благочестивый обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный или, скорее, родовой праздник. Замечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские. Это, как указывает «Преславная гора», свидетельствует о том, что, возможно, по словам О.А. Хойнацкого, «образ Почаевский писан рукой русскою».
* * *
Долго находилась икона в доме Гойской. Служанки много раз видели в сиянии икону, о чём говорили своей госпоже, но та не верила им. Богоматерь во сне являлась Гойской, но она, не веря снам, не обращала внимание.
Наконец, увидев наяву в сиянии Богоматерь, госпожа стала уважать святую икону и приказала, чтобы перед ней постоянно горела лампада.
От иконы стали совершаться чудеса. Когда же от иконы исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивлённая и обрадованная этим чудом, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, и святыня была перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение инокам, жившим в пещере. Это событие произошло в 1597 году. На скале была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. Вот с этих пор икона стала называться Почаевской.
* * *
Основатель Почаевской обители – преподобный Иов Почаевский (XVI век), который своим служением подготавливал почву для будущего воссоединения Украины с Россией.
Преподобный Иов (в миру – Иоанн Железо) родился в 1550 году в Галиции. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведён в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причём ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.
По просьбе князя Острожского, преподобный Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия.
* * *
Жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на Святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов преподобный Иов удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней.
В обители преподобный Иов ввёл общежительный устав. Он окружил её оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и ещё шесть меньших храмов. В свободное время преподобный любил заниматься садоводством и развёл в Почаеве прекрасный сад.
Преподобный Иов создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия.
Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, Игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».
* * *
Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. По смерти Гойской, её имение и Почаевская гора достались ему, ненавистнику Православия. 19 июля 1623 года слуга Григорий Козенский с воинами по приказу Андрея Ферелея ограбили Почаевскую обитель. Была похищена и икона Божией Матери.
Андрей, озлобленный против Православной веры, решил надругаться над святыней. Он призвал свою жену, надел на неё священные одежды, дал в руки святой потир, и она при множестве народа решилась хулить Богоматерь. Царица Небесная наказала за это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось до тех пор, пока в 1644 году икону не возвратили в Почаевский монастырь.
* * *
А земли были возвращены обители судом незадолго до кончины преподобного Иова.
В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твёрдо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, Игумен Почаевский».
Скончался Преподобный Иов в 1651 году. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию.
Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка её, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя Ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
* * *
До 1664 года различные чудотворения, которые неоскудно изливались от Почаевской святыни, не записывались. Однако народная молва о таких чудесных событиях быстро разносилась по всем концам земли Русской. И со всех сторон стали стекаться к Почаевской иконе Божией Матери множество паломников.
* * *
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив её с трёх сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф (Добромирский) убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.
Утром 23 июля (по новому стилю 5 августа) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители. Игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над обителью внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнажённые мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.
Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не различая, где свои, а где чужие, они убивали друг друга.
Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли православную веру и остались в обители навсегда.
* * *
В 1721 году Почаевским монастырем завладели униаты. Однако и в это трудное для лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. А вот доступ к мощам преподобного Иова униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской лавры. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и всё своё имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
* * *
В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал лаврой. Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.
Католики распускали слух, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления застарелых болезней, прозрение слепых, укрепление парализованных опровергали эти лживые слухи. Во время управления лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен и 23 июля/5 августа 1875 года освящён особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.
* * *
В начале XX века Почаевская лавра вела успешную работу по присоединению униатов к Русской Православной Церкви и противодействию революционному террору.
«В 1914 году началась Первая мировая война. Своим чёрным крылом она зацепила и православную обитель, – повествует сайт лавры. – Боясь поругания и разграбления австро-венгерскими войсками, из монастыря вывозят все ценности: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода.
Чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться восемнадцать человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию, в город Вассаргены, в лагерь военно-пленных… Там они пробыли три года. Двух оставшихся в обители иноков-старцев выселили с монастыря, – их приняли местные жители.
А сами же австрийцы хозяйничали в монастыре без церемоний. В Успенском храме поставили свой престол и служили мессы. Трапезную церковь превратили в кинозал, Троицкий собор в конюшню. Престолы в алтарях были сдвинуты с места, оборваны, иконы прострелены пулями, церковная утварь переломана и выброшена, цельбоносная стопа Пресвятой Богородицы засыпана мусором. Но недолго хозяйничали по-своему иноверцы. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В лавре восстанавливаются богослужения. Архиепископ Евлогий, совершив благодарственный молебен, служит в обители всё лето 1916 года. Возвращаются из плена иноки. Начинает налаживаться хозяйственная жизнь монастыря. В 1918 году из Житомира были возвращены лаврские святыни, привезены и колокола».
…Типография преподобного Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко) (в дальнейшем – митрополитом, первоиерархом Русской Зарубежной Церкви), была им вывезена после революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.
…В годы Великой Отечественной войны нацистские пособники – бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.
В советские годы безбожной власти не удалось закрыть лавру.
«После войны возвращаются монахи-фронтовики, в храмах возносятся молитвы, соединяя землю с небом; совершаются епископские хиротонии, – повествует сайт лавры. – Опалённые великой трагедией войны и репрессий, люди спешили поклониться лаврским святыням. Но время свободы оказалось недолгим. Вскоре власти снова подняли на щит идеологию воинственного атеизма (1958 год) – началась очередная волна притеснений и репрессий. О начале новых гонений насельников обители предупредила Сама Божия Матерь. В 1958 году Она явилась над Троицким собором вся в чёрном с чёрным омофором в руках. Чудесное видение знаменовало заступничество Богородицы в наступающую лихую годину и укрепляло молитвенников в их подвиге. Божия Матерь помогла пережить антирелигиозный разбой в монастыре, когда монахов буквально вытягивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы».
* * *
10 лет назад, 3 ноября 2009 года, в честь 450-летия принесения на Русь чудотворного образа, Почаевская икона была доставлена в Москву.
Ранним утром 4 ноября Почаевский образ Царицы Небесной был принесён в Центральный выставочный зал «Манеж», где в тот день состоялось торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». Здесь святыня находилась в течение всех дней работы форума, ей смогли поклониться тысячи верующих.
Затем Почаевская святыня была доставлена в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Здесь чудотворный образ пробыл до 15 ноября 2009 года и по завершении вечернего богослужения снова возвратился на Украину, в Свято-Успенскую Почаевскую лавру.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Фото: Владимир Ходаков
Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви
5 августа 2019 г.