Возлюби брата и увидишь Любовь, а значит, увидишь Бога»
св. Августин Блаженный
3 мая состоялась традиционная встреча евангельского кружка нашего храма. Участники беседы продолжили обсуждение 3 главы Первого Соборного Послания апостола Иоанна Богослова и начали говорить о 4 главе Послания.
В 3 главе Послания апостол Иоанн дает ясный критерий кого считать праведником, а кого грешником: «Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил».
По учению Святых Отцов, демоны в какой-то мере богоподобны (поскольку они существуют, так же как и Бог является Сущим). Участники беседы отметили, что часто образ демона, беса как ангела, спавшего с Неба, является чрезвычайно притягательным для людей (здесь можно вспомнить романтические образы Демона у М.Ю. Лермонтова, картины М. Врубеля).
Апостол дает и точный критерий кого считать детьми Божьими, а кого – детьми дьявола: «всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». Делать правду означает «исполнять Божественные заповеди». Любовь к ближнему – главное условие приобщения к Богу, приобщения Божественной благодати. Говоря о любви к ближним, апостол указывает на Каина и Авеля. Под Каином мы понимаем здесь падший мир, который смотрит на Авеля (т.е. всех христиан, Церковь Христову) и стремится его уничтожить. Апостол Иоанн строго предупреждает нас о том, что «не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца»: человек, который не любит своего ближнего, убивает его (здесь идет речь об убийстве не только физическом, но и убийстве мысленном), вместе с тем убивая и себя, свою душу.
Через любовь к ближним мы видим Бога в своей жизни (по слову св. Августина Блаженного: «Возлюби брата и увидишь Любовь, а значит, увидишь Бога»).
Мы должны проявлять свою любовь к ближним через дела милосердия, в высоком смысле – «полагать души свои за братьев», потому что если мы не проявляем участие к нуждающимся, не оказываем им помощь, то какая же любовь Божия пребывает в нас? Апостол заповедует нам любить ближних не только «словом или языком», но «делом и истиною», т.е. творить дела милосердия, активно помогать нуждающимся.
Мерилом исполнения Божественных заповедей является наше сердце, наша совесть. Если совесть обличает нас, то и Бог осудит нас за наши грехи.
Человек с чистой совестью имеет «дерзновение к Богу», т.е. может просить Бога в своих нуждах (по слову свят. Иоанна Златоуста: «Слушай Бога в заповедях, и Он услышит тебя в молитвах»). Через исполнение заповедей Господь пребывает в нас Своей Божественной благодатью: «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том».
В начале 4 главы Послания апостол Иоанн призывает нас быть внимательными и осторожными, «испытывать духов, от Бога ли они». Здесь апостол говорит о различных снах, видениях, знамениях и чудесах, предупреждая о том, что уже в его время «много лжепророков появилось в мире», и приводит ясный принцип того, как понять какой это дух: Божий или нечистый: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Бесы не могут произносить Имя Божие, славить Бога, это противно их сущности. Под «духом» здесь понимается не только бесплотное существо, но также человеческая личность, какая-либо идея, учение или культура в целом.
Мир живет по своим законам, мирские люди «говорят по-мирски, и мир слушает их», в то время как христиане – «от Бога» и тот, кто знает Бога, слушает их. По мысли св. Иустина Поповича все люди делятся на 2 группы: христолюбцы и христоборцы. Как отметили участники встречи, в современном мире люди часто нейтрально-равнодушно относятся к христианской вере, воспринимая ее только как внешние формальные обряды или культурную привычку или даже моду, в то время как христианская вера – это прежде всего исполнение заповедей, борьба с собственными страстями. Одной из причин такого ложного понимания веры можно назвать секуляризацию общества, которая была в России в синодальный период и остатки которой сохраняются и по сей день.
«Духа истины и духа заблуждения» мы можем узнавать по тому, как мир воспринимает то или иное учение: если мир легко воспринимает проповедуемое учение, то это учение мирское. Напротив, Божие учение мир принимает тяжело, с большой неохотой и начинает с ним бороться.
Подготовила Елизавета Плеханова