31 мая состоялась традиционная встреча евангельского кружка нашего храма. Участники беседы обсудили 3 Соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова, а также начали разговор о Соборном Послании святого апостола Иуды.
3 Соборное Послание апостола Иоанна соборным можно назвать условно: оно обращено не ко всей Церкви, а к конкретному адресату – некому «возлюбленному Гаию». Кто такой Гаий, к которому адресовано Послание, неизвестно.
Апостол Иоанн указывает на свою особенную любовь к Гаию, называя его «возлюбленным» и говоря о том, что любит Гаия «по истине» и молится о том, чтобы он (Гаий) «здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает [его] душа». Из этого мы понимаем, что земное счастье, преуспевание человека зависит от его внутреннего, духовного состояния.
Апостол Иоанн с радостью сообщает доброе известие о том, что Гаий «ходит в истине», как о том засвидетельствовали «братия», т.е. некие христиане, которые путешествовали из города, где жил Гаий, в Эфес, где, по-видимому, жил в то время апостол Иоанн, и рассказали апостолу о праведной жизни этого христианина. Это свидетельствует о тесных контактах, существовавших между древними Церквями.
Апостол радуется и тому, что Гаий с любовью принимает «братьев и странников», которые «засвидетельствовали перед церковью о [его] любви». Под «странниками», по мнению ряда толкователей, здесь можно понимать путешествующих по семейным или торговым делам христиан. С другой стороны, «странники» — это странствовавшие проповедники, которые ходили по городам Римской империи и проповедовали Слово Божие.
Апостол призывает Гаия всячески помогать таким путешественникам, поддерживать их силы для дальней дороги и тяжелых трудов по проповеди: «Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников». Апостол призывает и всех верующих помогать таким «странникам», проповедующим Слово Божие, делаясь тем самым (т.е. через свою помощь: как материальную, так и духовную (например, утешение)) «споспешниками истине».
Апостол в своем Послании упоминает некоего Диотрефа, «любящего первенствовать», который «не принимает нас (т.е. апостолов, а также «странников»), понося злыми словами» и «сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». Возможно, Диотреф был епископом или помощником епископа.
В завершение своего Послания апостол Иоанн выражает надежду о своем скором приезде и личной беседе («надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам»), а также передает приветствие «друзей», т.е. христиан эфесской общины, и заповедует «приветствовать друзей поименно», т.е. приветствовать христиан общины города, в котором живет Гаий.
Соборное Послание апостола Иуды было создано родным братом апостола Иакова (апостолы Иаков и Иуда были братьями по плоти Спасителя, сыновьями св. Иосифа Обручника от первого брака).
Апостол Иуда обращает свое Послание «избранным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом», объединяя пол этим именем тех, кто обратился к вере, будучи язычником, и тех, кто стал христианином, будучи до этого иудеем.
Апостол обращается к верующим с увещеванием «подвизаться за веру, однажды преданную святым». Здесь нужно отметить, что в церковнославянском тексте слово «увещевание» передается как «мольба».
Апостол Иуда указывает в Послании на людей, которые искажают учение Христово ради своих плотских страстей и других людей учат этому. Апостол предостерегают от следования по пути таких лжеучителей, «мечтателей», т.е. людей, искажающих учение Христово по своим мечтам, фантазиям, «которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» и напоминает о том, что пребывая в Церкви, уповать на свою «избранность» и потому спасение, потому что и избранный еврейский народ Господь покарал за нечестие, и отпавших от Него ангелов не пощадил, «но соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».
Эти лжеучителя злословят евангельские заповеди, апостолов, «то, чего не знают», т.е. учение Христово, которое они сами не познали опытным
путем, идут по пути своих плотских страстей, уводя в погибель и других людей. Они забывают о том, что тело должно подчиняться духу, дух ведет тело к вечной жизни и спасению.
Подготовила Елизавета Плеханова