10 мая состоялась традиционная встреча евангельского кружка нашего храма. Участники беседы завершили обсуждение четвертой главы Первого Соборного Послания апостола Иоанна Богослова.
В этой главе апостол обращает особенное внимание на то, что познание Бога происходит через любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Любовь Божия к людям проявилась прежде всего в том, что Бог-Отец послал в мир Своего Единородного Сына для спасения всего человечества от греха, «в умилостивление за грехи наши».
А поскольку Бог настолько сильно возлюбил мир, «то и мы должны любить друг друга». Любовь к ближним является главным критерием, показателем нашей любви к Богу. Участники встречи отметили то, что апостол Иоанн на протяжении всего Послания обращается к своим ученикам и всем нам с отеческой любовью: «возлюбленные», «дети Божии».
Любовь Божия, которая наполняет человека, позволяет ему не только увидеть невидимого Бога, но и прийти к состоянию Богопричастности или, по слову Святых Отцов, обожения: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
Апостол Иоанн подчеркивает, что Отец дал людям Святого Духа и послал Своего Сына для спасения от грехов: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Мысль апостола о том, что Святой Дух является Богом, использовал св. Афанасий Великий в своих спорах с еретиками, утверждавшими, что Дух не является Богом.
Также апостол Иоанн отмечает важность веры в то, что Христос — Сын Божий: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге».
Через любовь мы уподобляемся Богу, перестаем грешить, в любви, как живительном источнике, мы находим силы для борьбы с собственными страстями, учится жертвовать чем-то ради ближних.
С помощью любви мы можем достигнуть такого совершенного состояния, что в «день суда» сможем дерзновенно обращаться к Богу (по слову апостола: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он»). Святые Отцы обращали внимание здесь на то, что о Боге говорится в настоящем времени («поступаем в мире сем, как Он»), т.е. Христос и сейчас пребывает в мире, в своей Церкви (по слову апостола Павла: «Христос вчера и сегодня и во веки тот же»).
Истинная любовь преодолевает страх, как нечто противное Божественной Сущности, потому что в нем есть страдание, а боящийся человек не достиг совершенной любви: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». Здесь участники встречи вспомнили многочисленные примеры христианских мучеников, которые своими подвигами не только укрепляли в мужестве других верующих, но и явились добровольными свидетелями славы и любви Божией. Мученики совершенно не страшились жестоких мучений, показывая тем самым высокий пример истинной любви.
Апостол Иоанн указывает нам на то, что любовь к Богу и ближним тесно взаимосвязана: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?».
В завершение хочется привести замечательные слова сербского святого XX в. преп. Иустина Поповича о любви к Богу и ближним: «Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, т.е. как к одухотворенному брату».
Елизавета Плеханова