1 ноября после вечернего Богослужения в храме святых Жен-Мироносиц прошла встреча, посвященная творчеству знаменитой певческой династии композиторов и регентов Кедровых (отец, сын, внук).
РОД КЕДРОВЫХ
Музыкальное и духовное наследие
(Доклад прочитанный в Москве в рамках съезда регентов)
Николай Николаевич Кедров (мой дед), родился в Петербурге 23-го октября 1871 г. Хоть и был он старшим сыном в семье духовенства, избрал он жизненный путь на музыкальном поприще.
Его отец, протоиерей Николай Кедров из священнического рода, был настоятелем Придворной Спасо-Преображенской церкви в Стрельне под Петербургом. Он также является двоюродным братом Елизаветы Константиновны Несвицкой, матушки Святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Кедров окончил регентский класс Придворной Певческой Капеллы в 1897 и Санкт-Петербургскую Консерваторию, где он учился у Лядоваи Римского-Корсакова. Изначально онприобрел известность в столице как оперный певец, выступал в Мариинском театре, пел в Московской частной русской опере Мамонтова и в Большом Театре. Вместе с его однокурсником Иаковом Карклиным, Кедров основывал Петербургский Вокальный Квартет.
Первый сольный концерт был дан в Малом Зале Консерватории в присутствии композитора Цезаря Кюи, 28-го марта 1899г. Репертуар квартета состоял из оперных арий, романсов и народных песен специально обработанных для квартета мужских голосов. Впоследствии, некоторые композиторы написали сочинения непосредственно для этого коллектива (например, Римский-Корсаков, Ц. Кюи, Лядов, Ляпунов, А. Гречанинов, Черепнин).
В ту пору, благодаря Терентию Ивановичу Филиппову, члену Государственного Контроля, другу Римского-Корсакова, был устроен приём в честь квартета в Зимнем Дворце после чего, последовало турнэ по городам России, прошедшее с великим успехом. Пресса с восторгом отмечала появление на сцене первого русского вокального квартета.
В 1908 г. квартет осуществляет свои первые заграничные гастроли: сперва Париж, затем Лондон. С этого момента, европейские гастроли повторяются из года в год, вплоть до 1915 г. В парижской русскоязычной газете писалось: «Начался и кончился вечер квартетным пением, каждый номер которого приводил публику в истинный восторг, благодаря удивительной спетости этих четырех подобранных на редкость и самих по себе прекрасных голосов. […] Таких шумных и продолжительных аплодисментов … редко слыхивал Париж.»
В 1911 г. в квартет вступил родной брат Николая Кедрова – Константин. В этот период, Фёдор Иванович Шаляпин сопровождал гастроли квартета и создал с ним совместную граммофонную пластинку с народными песнями. Ф.И.Шаляпин, выражая своё впечатление о качестве квартета, сказал: «Это чудо вокального искусства».
В годы первой мировой войны Петербургский квартет приостановил концертную деятельность и принимал участие в благотворительных концертах в пользу раненных, в том числе и с Шаляпиным. В разгаре гражданской войны, квартет приостановил свою деятельность. В своих воспоминаниях дед пишет: «В неописуемо-тяжёлых условиях жизни в Петербурге, в моей холодной квартире, мы располагались вокруг топившейся буржуйки, с любовью создавали репертуар из чудных, старинных русских песен… Иногда, в увлечении, потеряв представление о времени, мы просиживали до раннего утра. Тогда мы шли в какую нибудь церковь к ранней обедне, пели там. И это всегда вызывало такую радость у духовенства и слёзы благодарности у молящихся (тогда еще можно было молиться в церквах!), что мы сами радовались не меньше других, от сознания, что можем внести лучь утешения в беспросветную жизнь наших сограждан. В сентябре 1922 г. удалось выехать в Берлин моей жене с младшей дочерью, а в 1923 г. я со старшими детьми покинул Родину».
Ожидая приезд других членов квартета, Н. Кедров занялся восстановлением репертуара по памяти (его нотная библиотека была расхищена в Петрограде). В сент. 1923 г. в берлинском Бетховенском зале состоялся 1-й концерт ансамбля в эмиграции. Прадед вспоминает: «Публика собралась в очень большом количестве. Появление квартета было встречено долго несмолкавшимиапплодисментами, и чувствовалось, что симпатии к прежнему составу квартета перенеслись и на новый его состав. Все мы, взволнованные, долго не могли начать, отвечая поклонами на такую горячую встречу. Но вот, концерт начался. По первым запевным звукам знакомой каждому русскому песни «Вниз по матушке, по Волге», мы взволнованные, почувствовали, что наше волнение, рой воспоминаний и беспредельная ширь напева родной песни, эхом отозвались в душе каждого русского, посетившего наш первый заграничный дебют. Видно было как в разных местах Бетховенского Зала замелькали белые платочки, утирали слёзы и радости и грусти. Волнения наши и наших соотечественников заразили и немцев, в большом количестве пришедших на этот первый русский концерт в сезоне».
После нескольких месяцев в Берлине, семья кедровых и квартет перебираются в Париж. Гастроли продолжались по Европе. Тогда в репертуар квартета стали входить духовные песнопения. Видимо, пережитые испытания натолкнули Николая Кедрова на новое, духовное делание: свидетельствовать о Православии. Это новое направление проявилось и в многочисленных его сочинениях и обработках духовной музыки. Среди них, можно назвать «Отче наш», которое было написано ещё в Петрограде, незадолго до отъезда в Германию.
В 1927 г. квартет отмечает своё тридцатилетие в Париже, после чего начнутся первые гастроли в Америку. Русская эмигрантская газета Возрождение пишет в 1928 году: «Америка знакомится теперь с русской песню. Знакомит с ней Новый Свет квартет Кедрова… Посматриваешь газеты, следишь за поистине триумфальным шествием квартета по городам Америки, читаешь письма артистов и чувствуешь, что не просто наслаждаются люди, а подходят к чему-то для них новому, стараясь разгадать русскую духовную сущность.»Гастроли Квартета в Америке ежегодно возобновляются вплоть до пятого сезона в 1932 году. Монреальная газета пишет: «Самый совершенный мужской вокальный квартет, который Америка когда-либо слышала«. Композитор и дирижер Бостонского симфонического оркестра, Сергей Александрович Кусевицкий, писал:
» Могу сказать, лишь то, что на сегодняшний день Квартет Кедрова является самым чудесным явлением вокального искусства… Парой, заслушиваясь их пением, ты забываешь, что поют человеческие голоса. Божественная гармония и звуковое изобилие мелодий погружают тебя в сказочный мир [….] Долго после концерта их голоса продолжали звучать в моей душе».
По возвращении первого сезона из Штатов, в 1928 г. в квартет вступает Николай Николаевич Кедров-сын, лауреат русской консерватории имени Рахманинова в Париже (одним из основателей которой, был Николай Никдолаевич Кедров-отец и его супруга). В начале он вступает в качестве пианиста аккомпаниатора и с сольными произведениями, и постепенно перейдет в качестве первого тенора.
Большая часть сочинений Кедрова-отца относится к 30м годам. Тогда-же, квартет дает многочисленные благотворительные концерты в пользу разных организаций Русской Эмиграции, в ту пору очень бедной (Свято-Сергиевский Богословский Институт, Попечительство о Русских Детях во Франции, Русские Военные Инвалиды).
Кедров-старший скончался 28 января 1940 года в Париже. Во время заупокойной литургии и отпевания в Александро-Невском соборе в Париже хор исполнил сочинения покойного композитора, в том числеектению, написанную за несколько дней до кончины. Русскоязычные парижские газеты упоминали «неожиданную и тяжелую утрать, понесенную эмиграцией». «С кончиной Николая Николаевича Кедрова закрывается целая глава русского вокального искусства – ушел основатель бессменный руководитель и вдохновитель Кедровского Квартета, завоевавшего не только всероссийскую и всеевропейскую, но и мировую славу.»
Когда вспыхивает Вторая мировая война, Николай Кедров-сын поступает добровольцем во французскую армию, попадает в плен, в котором пробудет пять лет.
После освобождения в 1945 г. Он решает продолжить дело отца, воссоздает квартет и постепенно внедряет в программу свои собственные произведения. Вскоре он проводит чисто духовные концерты. Православие на Западе стало притягивать всё больше и больше людей. Благодаря творчеству талантливых апологетов русской эмиграции, православное богословие притягивало много интеллектуальных и образованных католиков. Католичество со своей стороны, переживало глубочайший кризис. В этом контексте, Николай Николаевич Кедров-сын перекладывает музыку «Отче наш» Кедрова-отца, на латинский текст, завершая им свои выступления. Публика в этот момент вставала и прослушивала песнопение стоя.
В 1957 г. квартет отмечает пятидесятилетие своего существования, концертом в зале Гаво в Париже.
Со своим квартетом Кедров-сын даст многочисленные концерты по всей Франции и заграницей. Исполнительские качества ансамбля отличаются высоким уровнем музыкальной культурности и силой вдохновения.
Н. Кедров сын посвятил большую часть своей жизни сочинению и обработкам духовных песнопений. Даже если он бывал иногда дерзновенным в своих музыкальных трудах, он любил простые обработки древних роспевов. Будучи мастером модальной гармонизации роспевов, он вдохновил немало последователей, в том числе – Максима Евграфовича Ковалевского, основателя Русского Музыкального Общества (в Париже), членом которого, был и Николай Николаевич. Николай Кедров-сын так же сыграл существенную роль в издательстве, так называемого «Лондонского Сборника церковного пения» в котором представлены, между прочим, композиторы Русского Зарубежья, до того не известных или неизданных.
23-го мая 1981 г. уходит в иной мир Николай Николаевич Кедров-сын. Композитор, певец, приходской регент, церковный труженик,отец семейства, а главным образом – глубоко-искренний православный христианин, он внёс большую лепту в развитие русского церковного пения Зарубежья, как и его отец. Рядом с которым он покоится на русском кладбище в Сант-Женевьев-дэ-Буа, под Парижем.
Протодиакон Александр Николаевич Кедров
Свято-Александро-Невский Собор в г. Париже, Окт. 2019