28 июля празднуется успение святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского — самодержца Руси, нареченного во святом крещении Василия, просветившего землю Русскую святым крещением.
Святой равноапостольный князь Владимир Великий – личность в истории России исключительная, судьбоносная, краеугольная. Через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.
Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершенное им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Еще его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего Отечества.
Владимир родился около 960 года по Р.Х. Его матерью была ключница Малуша, верой и правдой служившая равноапостольной княгине Ольге. Кто такая ключница? Это та, что имела ключи от всех дверей, то есть заведовала обширным хозяйством княгини и, конечно же, пользовалась огромным влиянием на княжеском дворе. В то же время она оставалась рабыней. Брак с ней князя хотя и был допустим по обычаям того времени, но никак не мог считаться равным. Летописи рассказывают, что Ольга, разгневавшись по какой-то причине на свою ключницу, сослала ее в отдаленное селение Будутино под Псковом. Есть предположение, что Малуша была христианкой, как и сама княгиня Ольга; она исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини, однако нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», чем и вызвала гнев его матери. Так или иначе, но судьбы Божии свершились, и в отдаленном Будутине родился будущий великий святой – князь Владимир Великий.
Отцом равноапостольного Владимира являлся воинственный князь Святослав († 972) – первый известный нам русский князь со славянским именем. Сын Игоря, он являл собой пример доблести и отваги, проводил время в военных походах, думая об укреплении величия и славы Руси. К сожалению, при многих воинских и государственных заслугах Святослав настроен был против христианства. Так что крестить его детей было невозможно несмотря даже на то, что жили они при дворе своей бабушки – равноапостольной княгини Ольги. Непосредственным же воспитанием Владимира занимался его дядя Добрыня – по обычаям древней Руси воспитание наследника доверялось старшим дружинникам, опытным в военных и государственных делах.
В 969 году Святослав отправился в поход, из которого ему уже не суждено было вернуться: на обратном пути он попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит. Но перед походом Святослав успел поделить Русскую землю между тремя сыновьями. Киев достался старшему сыну Ярополку, Древлянская земля – Олегу, а вот с Владимиром вышла такая история. В Киев в это время пришли новгородцы и попросили направить к ним князя. Святослав спросил их насмешливо: «Абы пошел кто к вам?» – то есть разве захочет кто к вам пойти? И тогда новгородцы, по совету Добрыни, попросили себе на княжение Владимира. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем и начал свой путь правителя, впоследствии решительным образом повлиявшего на судьбу народа. Наставником Владимира в Новгороде стал его дядя воевода Добрыня.
Гибель Святослава в 972 году повернула исторические события самым неожиданным образом. Сыновья стали княжить самостоятельно, но долго троевластие продолжаться не могло, тучи уже сгущались над взаимоотношениями братьев-правителей. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями.
Олег потерпел поражение от Ярополка и, отступая, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Узнав о гибели брата, юный Владимир бежал «за море» – к варягам, в отечество предков, а Новгород достался Ярополку. Казалось, что Владимир навсегда сошел с исторической сцены – и не видать Руси христианского Крещения. Бежать из родного Отечества означало, прежде всего, спасать свою жизнь, чувствуя себя неустойчивым дома. В чужих краях судьба русского князя могла решиться самым печальным образом. Но жизненный путь людей включен в Промысл Божий, и часто Господь ведет человека к славным делам через начальное уничижение. Владимир уже взрослел, смог проявить в Скандинавии незаурядные организаторские способности, вместе с дядей Добрыней ему удалось набрать войско, найти необходимое для него обеспечение, и вскоре молодой князь вернулся, сумев завладеть Новгородом.
Началась война между Владимиром и Ярополком. Много жестокости было явлено языческим войском, да и сам Владимир в ту пору не отличался великодушием. Прозреть в нем будущего христианина было невозможно. Так, Владимир захватил поддерживавший Ярополка город Полоцк, бесчеловечно унизив и умертвив семью правителя города князя Рогволода. Незадолго до этого дочь полоцкого князя Рогнеда гордо отвергла предложение Владимира стать его женой. «Не хочу пойти за сына рабыни», – так отозвалась она о происхождении Владимира от ключницы. Оскорбление обернулось жестоким возмездием: по совету Добрыни Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и двух братьев. Рогнеда, просватанная прежде за Ярополка, была насильно взята Владимиром в жены.
Зачастую понять Промысл Божий невозможно. Господь попускает впасть в глубину зла, дабы затем сильнее было обращение к Нему. Как говорил святой апостол Павел, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5: 20), и могущество Божие проявляется в том, что искренним исповедником христианства становится тот, о ком по человечески и помыслить этого было невозможно.
Тем временем успех в войне сопутствовал Владимиру. Вскоре он осадил Киев, где заперся Ярополк. Не проявив вовремя нужной решимости, Ярополк выпустил инициативу из рук; кроме того, Владимир смог подкупить его воеводу с красноречивым именем Блуд. Этот-то Блуд и сыграл плачевную роль в судьбе князя: спровоцировал в Киеве мятеж местных жителей. Судя по летописным данным, именно Ярополк предоставил христианам в Киеве много льгот и прав, чем вызывал недовольство большинства населения. Ярополк потерял поддержку киевлян, и воевода Блуд уговорил князя бежать в маленький городок Родень. Он же убедил Ярополка, что следует идти на переговоры с Владимиром. Как только Ярополк, поверив брату, вступил в покои Владимира, Блуд проворно закрыл за ним двери, а двое варягов подняли Ярополка на мечах «под пазухи». Так Владимир-язычник пошел на откровенное братоубийство, а беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, взял себе в наложницы.
С таких злодейств началось киевское княжение Владимира (978). Действительно, чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир в первые годы своего княжения. Он был жесток и злопамятен, летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия христианства.
Молодой князь предавался бурной чувственной жизни, и его женолюбие запечатлелось в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Скорее всего, количественные характеристики являются преувеличением, но жен у Владимира в ту пору было пять: Рогнеда, которую он прилюдно обесчестил (мать Изяслава, Ярослава Мудрого и Всеволода), гречанка – вдова убитого Ярополка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотой (от нее родился Святополк Окаянный), некая болгарыня (мать святых Бориса и Глеба) и две чехини (одна – мать первенца Владимира Вышеслава, а другая – мать Святослава и Мстислава). Были сыновья и от других женщин, в частности Станислав, Судислав и Позвизд.