А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни
Во второй части своего Послания апостол Иуда говорит о лжеучителях, давая им яркую и емкую характеристику. Лжеучителя, по словам апостола, «идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». Лжепроповедник уподобляется Каину в том, что как Каин совершил физическое убийство своего брата Авеля, так и лжеучитель совершает духовное убийство своих братьев по вере, уводя их с пути истины и приводя к тьме. Также здесь можно отметить и то, что лжеучителя завидуют священникам и епископам, как и Каин завидовал своему брату.
Апостол Иуда уподобляет здесь лжеучителей и Валааму, который ради богатой награды от языческого царя предает еврейский народ: по его совету царь отправляет к евреям самых красивых девушек, чтобы они завлекли своей красотой израильских воинов, заставив тем самым забыть о войне.
Лжепроповедники подобны и Корею, который завидовал вождям богоизбранного еврейского народа Моисею и Аарону и говорил о том, что он не должны учить народ.
Лжеучителя посещают собрания христиан («вечери любви») не для того, чтобы помолиться вместе, причаститься Святых Христовых Таин, но чтобы поучаствовать в общей трапезе, угодить своей плоти («Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя»).
Такие люди, уводящие христиан от истинной веры, по слову апостола, «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые». По учению Святых Отцов, эти облака наводят тень, закрывают собой свет Истины, Солнце Правды – Христа и им свойственно постоянно менять свое учение («носимые ветром»). Участники встречи отметили здесь интересную метафору «деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» — деревья засохли осенью, потеряли свою листву (т.е. «умерли» внешне). Внутренне эти деревья тоже мертвы. «Исторгнутые» означает «отвергшие себя от Церкви».
Также апостол сравнивает этих лжеучителей со «свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими; звездами блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки». «Звезды блуждающие» — это неизвестные, непонятные звезды, которые движутся по своим траекториям вопреки законам движения других небесных тел.
Лжеучителя «ничем не довольные», ропщут на Бога, живут по своим страстям, учат других благочестивой жизни, обличают грехи, но сами не следуют своему учению («произносят надутые слова»).
Апостол Иуда призывает христиан помнить «предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа»: помнить о том, что «в последнее время (т.е. во времена до Второго Пришествия Христа) появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (т.е. живущие по своим страстям). Эти люди «душевные, не имеющие духа», люди, отделяющие себя от (единства веры)». Слово «душевные» здесь имеет 2 толкования: с одной стороны, это «плотские люди, которые заботятся только об удовлетворении своих страстей», с другой стороны, это «те люди, которые строят свои умозаключения о вере только на рассудочных, рациональных началах, в словах которых нет духа Божия». Участники встречи отметили, что наша вера – сверхрациональная (при попытке осмыслить какие-то понятия веры мы не только используем наш разум, но и просвещаемся духом Божиим, Божественной благодатью). Лжеучителя отделили себя от Соборной Церкви, поставив свой разум и понимание веры выше церковного.
Апостол заповедует христианам «молиться Духом Святым, сохранять себя в любви Божией», к одним людям «быть милостивыми, с рассмотрением» (если мы видим, что заблудший человек искренне кается, признает свой грех и желает вернуться в лоно Церкви, то мы должны с любовью принять его). Других людей, как увещевает апостол, «страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (если человек упорствует в своем заблуждении, то нужно убеждать его отступить от ложных учений). Но всегда при увещевании заблудших людей нужно действовать с рассуждением и любовью.
Апостол заповедует нам сохранять себя в чистоте, как духовной, так и физической («гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью»).
В конце Послания апостол воссылает славу «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему, Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости».
Материал подготовила Елизавета Плеханова