16 апреля, в четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца (и когда придет час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин.13, 1)), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою – Телом и Кровью Своими.
По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного иерусалимлянина и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от вечери, омыл ноги Своим ученикам. Возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 12–15).
По омовении ног Иисус Христос совершил пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство Святой Евхаристии. Установление таинства Святого Причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий Четверток. Таинство Святого Причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 24), с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской.
На Вечере Господь предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило; и, обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана – и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его.
Была уже ночь. Прекратив спор апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании (но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22, 26)), и предсказав апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Него и Свое явление им по Воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский – на гору Елеонскую.
Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там (Мф. 26, 36). И, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время Преображения, начал скорбеть и тосковать: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26, 38). Так сказал ученикам Своим Богочеловек.
Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена и молился до кровавого пота – как человек, чувствуя чашу страданий и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился ангел с небес и укреплял Его.
Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели.
Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбевшим апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41).
Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: это Я (Ин. 18, 6), – коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть. Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словами это Я повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!
По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Таин.