1 мая 2017 года началась наша паломническая поездка на Святую Землю. Конечно, не все прихожане нашли время и возможность отправиться с нами в это невероятное путешествие, но мы вам о нем постараемся рассказать:
В 4.55 мы призмлились в Бен-Гурионе и с первых же минут ощутили, что прилетели в лето. За окном +22 и огромные цветущие клумбы.
В первый же день мы посетили храм Гроба Господня. По преданию он стоит на том самом месте, где согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.
Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, вспомогательные помещения, галереи и тд. В одном из приделов под открытом небом находится церковь Жен-Мироносиц, без крыши, а предохраняет иконы и внутреннее убранство алтаря небольшой козырек.
Сам храм Гроба Господня разделен между 6-ю конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской.
Здесь, в Храме Гроба Господня, на протяжении без малого двух тысяч лет Православные христиане и представители других христианских деноминаций встречют свой величайший праздник — Пасху.
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху, становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света). Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. Вот как о схождении Благодатного Огня вспоминают очевидцы:
«Перед схождением огня храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя — как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно — медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,». Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
В дальнейшем от Благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В последнее время Благодатный Огонь стали привозить и в Россию.
Удивительный случай произошел в 1579 г. «Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь
По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: «Единая вера Православная, я — христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился — плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание».
В нескольких шагах от входа в храм лежит камень миропомазания — место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. Над Камнем Миропомазания висят 8 лампад — по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Не пускают в храм только протестантов.
Справа от Камня из притвора ведет 17 ступеней на Голгофу. На иврите Голгофа означает «череп», «голова». Это место называется «Лобным». Именно здесь распяли Иисуа Христа.
Следите за нашими новостями )
В статье были использованы материалы: