Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм святых Жен-Мироносиц в Марьино

г.Москвы Русской Православной Церкви Московский Патриархат

8 сентября - Сретенье Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви, она считается покровительницей русского народа и самой России.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир и установил её в Успенском соборе, отсюда икона и получила название Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и оклад во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, а с иконы Богоматери был содран оклад. Впоследствии известно о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Дальнейшая история святого образа связана уже всецело с Москвой, куда её впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил её и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая всё вокруг. В то время как московский Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и митрополит Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Больше десяти дней несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди на коленях стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырём, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.

Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан. Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божией Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В 1480 году икону установили в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону Царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями. Во Владимире остался точный список иконы, написанный преподобным Андреем Рублёвым.

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Иконография

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под названием «Елеуса» – «Милостивая», «Умиление», «Гликофилуса» – «Сладкое лобзание». Это наиболее трогательная из всех типов иконографий Богородицы, открывающих интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

Православный календарь:

     

              Именной кирпич

 

         Полезные ссылки: